Принятие чувств собеседника

Общаясь с собеседником мы постоянно даем ему сигналы «ПРИНЯТИЯ» или «НЕПРИНЯТИЯ» его чувств.

Сигналы «принятия» создают доверительную, безопасную атмосферу для общения, укрепляют самооценку человека, поддерживают его, помогают ему справится с сложными чувствами, переживаниями без страха и стыда, с любовью к самому себе.

Сигналы «непринятия» создают недоверие и барьеры в общении, они атакуют самооценку, провоцируют переход в защитную позицию, мешают переживанию сложных чувств, ведут к страху и стыду.

Типовые сигналы непринятия

«Немедленно прекрати плакать и займись делом!» — приказ, распоряжение, команда

Эти сообщения говорят собеседнику, что его чувства, потребности, проблемы не имеют значение и он должен вести себя в соответствии с вашими чувствами и потребностями.

«Если ты сейчас же не прекратишь, то я накажу тебя!» — предупреждение, угроза

Такие сообщения говорят о неуважении чувств и потребностей собеседника и несут угрозу последствий, порождая чувство страха, провоцируя занять позицию жертвы, демонстрируя враждебность.

«Ну сколько раз я говорил тебе, не доверяй незнакомцам!» — нотации, наставления, поучения

Такие сообщения говорят, что суждениям и собственному мнению собеседника не доверяют. Предлагается перейти в позицию подчинения, вины и «должен, обязан».

«Я тебя сейчас научу, как сделать — никогда не подавай виду….» — советы, подсказка, предложение помощи

Эти сообщения несут информацию, что собеседник не уверен в вашей способности самостоятельно решать проблемы, создают зависимость, показывают превосходство того, кто дает совет.

«Учись на чужих ошибках, вот я в твоем возрасте…» — примеры из личной жизни, апелляция к здравому смыслу

Эти сообщения в случае наличии проблемы, вызывает у собеседника ощущения своего несовершенства, неадекватности, нелогичности и вызывают естественное сопротивление

«Ты все время совершаешь глупости!» — осуждение, критика, несогласие

Вызывают у собеседника ощущение, что он плох, глуп, неадекватен и т.д. понижается самооценка

«Скупой платит дважды! На обиженных воду возят!» — насмешки, подколки, речевые штампы

Такие сообщения тоже содержат нападение на самооценку собеседника и вызывают сопротивление

«Я думаю, что на самом деле ты имел ввиду совсем другое и хочешь получить за это награду» — попытка разъяснения, выводы

Такие сообщения показывают, что вы умнее собеседника и видите его насквозь, с вами общаться слишком рискованно

«Молодец, что так поступил! Так им и надо!» — похвала, согласие, положительная оценка

Такое сообщение, если расходится с внутренним ощущением собеседника в данным момент вызывает отторжение. Похвала вызывает зависимость.

«Ну не вешай нос, улыбнись!» — сочувствие, утешение, поддержка

Такие сообщения говорят собеседнику, что вы не принимаете его текущее состояние и хотите, чтобы оно изменилось, пытаетесь влиять, исправить его

«Ты уверен, что они именно это имели ввиду?» — выяснение, допрос

Такие сообщения могут демонстрировать отсутствие доверия к словам собеседника, вопросы сужают поле разговора, направляя его в определенное русло

«Пойдем лучше в кино, развлечемся! Давай не будем о грустном» — переключение внимания, отвлечения, шутки

Такие сообщения показывают незаинтересованность собеседника в проблеме, нежелание выслушать

Пример 1.

Сын пришел из школы в плохом настроении из-за двойки. Отец задает ему вопрос:

За что тебе поставили двойку сегодня в школе?

Что слышит сын?
Важны только оценки, мои чувства его не интересуют.
Я не важен.


или другой вопрос:

Ты сильно расстроился из-за двойки?

Что слышит сын?
Отцу интересны и важны мои чувства.
Я важен.